Возвращение языческих камней

Новоявление саралинской Тас-Хыз.
Каменные идолы, божества языческих народов, сегодня возвращаются на родные места. В Аскизе в стеклянную юрту поселили Каменную бабу - Хуртуйах-Тас, в 1954 году вывезенную отсюда и теперь возвращенную Абаканским краеведческим музеем. Трехметровое изваяние беременной женщины, говорят, помогает отчаявшимся забеременеть. У Черного озера под Шира - тоже идол, несколько лет назад поставленный у дороги. Стела с древними выдолбленными точками - единственным "украшением" - сегодня похожа на жертву, нежели на божество: надписи современных безбожных "идолопоклонников" , отпечатки черной смолы, израненные, в шрамах бока. Хотели как лучше, а получилось как всегда... И тем не менее, тенденция возвращения древних святынь, как и православных икон, кажется мне явлением знаковым, возрождающим наши окаменевшие в борьбе за выживание души.

Тас-Хыз (Каменная Дева, "Матушка") спустя столетия явилась миру.
С АРАЛИНСКАЯ Тас-Хыз (Каменная Дева) первая в ряду хакасских стел, чудотворно вернувшаяся. Она никогда не была в музее, ее никуда не вывозили для изучения, она долгие годы оставалась лежать там, где родилась, сокрытая от людских глаз до поры до времени. 22 сентября в селе Сарала Орджоникидзевского района Хакасии в 37 км от станции Копьево состоялось открытие (представление народу) Каменной Девы - памятника эпохи окуневской культуры конца III - начала II тысячелетия до н.э.

***

Без шаманского обряда не обошлось.
В 11 часов дня окраина села Сарала заполнилась народом: более ста человек приехали из окрестных деревень Новомарьясово, Когунек, Горюново, деревни и поселка Копьево, Устинкино, Агаскыр, а также гости из Абакана, Шира, Красноярска, Шарыпово. Пришли и саралинцы. Без шаманского обряда здесь не обошлось. Его совершила известная в Хакасии шаманка Татьяна Кобежикова и ее адепт Максим Ультургашев. Старики-хакасы смотрели на действо и вспоминали собственное детство, когда шаманские культы еще являлись неотъемлемой частью народной жизни. Теперь это диковинка, на которую юные взирают с неподдельным любопытством.

В жертву принесли белого барашка, заклание которого поручили представителю древнего хакасского рода Хамнар Демьяну Степановичу Тайдонову. Баранину приготовили в тагане на костре, и жертвенное мясо вкусили все желающие. Каменную деву задобрили жертвоприношениями, в том числе и монетами. Тас-Хыз, осыпанная дарами, омоленная шаманскими камланьями, стояла, казалось, гордая и всепрощающая, мудрая. Табличка на невысокой оградке рассказывала о ней непосвященным.

День выдался холодным, потому остаток праздника люди провели в школе, где был устроен концерт. Организатором культурной части программы стала руководитель Абаканского центра культуры и народного творчества им. Кадышева Надежда Балахчина (здесь, кстати, ее родина). В Саралу приехали такие известные артисты, как хакасский фольклорный ансамбль "Народные напевы" под руководством заслуженного работника культуры РХ Нины Катаевой, лауреат международного конкурса эстрадной песни в Улан-Удэ "Звезды белого месяца" , фестиваля "Иссык-Куль-2003" Герман Танбаев и другие, выступали и артисты местной художественной самодеятельности.

Своим присутствием на празднике явили уважение Каменной Деве глава районной администрации Иван Вагнер, зав. отделом культуры района Владимир Янгулов, также родившийся в здешних краях. Стоит отметить, что праздник и установка Тас-Хыз были поддержаны районной властью и местной, в лице главы Саралинской администрации Валентиной Марьясовой. И одобрены народом.

Под черемуховым кустом.
Весной 2004 года внештатный сотрудник Июсской экспедиции СО РАН красноярский художник Николай Рыбаков, сотрудник краеведческого музея г. Шарыпово Красноярского края Сергей Краснолуцкий и житель села Сарала Александр Скоробогатов обследовали чудские железоплавильни древней террасы речки Сарала. И под черемуховым кустом в груде земли и камней обнаружили сигарообразный камень больших размеров. Камень привлек внимание. Его расчистили и изумились: древний менгир.

Подобные находки в последние десятилетия крайне редки, а для подтаежной зоны северной Хакасии неожиданны. По мнению академика Виталия Епифановича Ларичева, находка представляет исключительный интерес, так как, очевидно, является редким экземпляром эпохи ранней бронзы. Древний камень теперь стал составной частью группы памятников окуневской эпохи, большинство которых расположены в низовьях реки Печище и в долине Черного Июса. Работа ученых над ними только начинается.

Хакасская шаманка Татьяна Кобежикова.
Представители окуневской культуры были скотоводами, солнцепоклонниками, их религия имела связи с Древним Шумером и Египтом, а на ранних этапах они могли контактировать с пришлым населением афанасьевской культуры, ариями по происхождению. Каменная Дева по некоторым внешним признакам не укладывается в рамки классического канона менгиров окуневского времени: грубый подбородок, высокая шапка-корона над головой (к сожалению, утраченная), явные признаки женского пола и наличие в ногах выбитого изображения Земного Дитя, но вновь возвращенного Праматери Земле при установке памятника, в чем и представляется наибольший интерес для науки.

При опросе местных жителей, старожилов района, первооткрывателям Каменной Девы не удалось найти подтверждение, что в памяти людей сохранилось хоть какое-то упоминание о Тас-Хыз. Помнили о другом менгире, который находился на перевале по прямой дороге Подкамень - Подзаплот, но, к сожалению, исчез в начале XX века. Камень, имеющий мужские очертания, назывался Хозан-Хыз (Заяц-девушка).

Серовато-розовый дивонский песчаник, из которого вырублена древняя скульптура Тас-Хыз, не прослеживается в ближайших скальных обнажениях вокруг Саралы. По некоторым соображениям, основанным на древнем обрядовом культе, камень был доставлен по весенней воде из района озера Ошколь, с утесов хребта Арга-таг за 12-15 км от места современного местонахождения. В начале лета в период обновления природы он и был установлен ликом на солнцевосход, а "спиной" к стрелке в междуречье Саралы и Черного Июса.

Место установки предки выбрали не случайно. Доказано, что в начале II тыс. до н.э. на территории Сибири преобладал засушливый климат, и зона степей была несколько шире и глубже, теснила таежные ландшафты. Таким образом, еще до 1960-х годов XX века, покрытая редколесьем, долина Черного Июса в устье речки Сарала в древности могла представлять кусок открытого пространства, в углу которого, а именно, на берегу древней террасы, и был установлен менгир.

Как же определили точное место изначального пребывания Тас-Хыз? Вопрос сложный. Менгир, возможно, в древности упал и только в 1960-е годы при расчистке огородов был сдвинут бульдозером в пойму древнего русла реки. Предположив это, открыватели Каменной Девы провели ряд собеседований с самыми разными людьми, в том числе ясновидцами, шаманами, астрологами и учеными. В результате нашлось в 50 метрах от местоположения бульдозерной свалки самое благоприятное, не дающее негативных "теней" место. А иначе и не мыслилось - только положительное предназначение "Матушки" (Тас-Хыз), сотворенной из куска скалы человеческими руками и служившей древним в моленьях земной и небесной благодати.

Предположили также, что, видимо, в результате подкопа древними кладоискателями (а многие камни-менгиры были повалены еще в старину) Тас-Хыз долгие столетия покоилась сокрытой от людских глаз. Однако не исключено, что в каком-то историческом отрезке времени ее знали и древние хакасы, и она была местом их поклонения, может быть, даже местных старожилов Тайдоновых рода Хамнар.

"Матушка" на родной земле.
И вот теперь "Матушку" установили на родной земле, отказавшись от первоначального варианта: транспортировки в музейные стены. Но так как памятник не должен оставаться бесхозным, первооткрыватели не просто установили его на исконном месте, но любезно передали в ведение (в фонды) районного краеведческого музея села Копьево, под охрану и защиту государственной археологической службы Хакасии.

В период осеннего равноденствия состоялась передача народу этой находки, историческая ценность которой неоспорима, тем более, что в нас, живущих в современности, в какой-то мере течет кровь древних создателей Тас-Хыз, отметили Николай Рыбаков и Сергей Корасноялуцкий и выразили надежду на то, что этот новоявленный образ "Матушки" послужит объединению людей, лучшим их помыслам.

Ольга Воронежская
14.10.2004, Сегодняшняя газета (Красноярск)

Посмотреть другие публикации

Новости и анонсы

22 февраля. Выездной тренинг «Вхождение в шаманскую практику»

Выездной двухдневный тренинг для практикующих и желающих обучиться шаманским практикам «Вхождение в практику». Можно также принять участие только в первом дне.

Проведение личных консультаций

По всем вопросам и предложениям можно обращаться по телефону: +7 962 981 8795.

О шаманизме

Вероятно, шаманизм - самая древняя система целительства в мире. Шаманизм особенно широко распространен в племенных культурах, которые, развиваясь на значительных удалениях друг от друга, создали системы поверий, поразительно схожие между собой.
Абакан: +7 (39022) 58500
Москва: +7 (962) 981 8795
Контактная информация
Фотогалерея
LiveJournal
qbic

Контактная информация Первая страница