Шаманами рождаются…

Она никогда не знает, вернется ли обратно, в мир людей, по просьбе которых соглашается на общение с теми, кто может и не пустить ее назад. Она словно живет в двух измерениях: в мире людей и в мире, сокрытом от большинства человеческих глаз, – где живут духи.

В Хакасии, как и в других древних степных и горных культурах особо почитаемы духи. Их много – дух земли, неба, солнца… Каждая долина имеет своего хозяина, который может приветить путника, а может и не принять. Поэтому, заходя в долину, гость совершает специальный обряд, в котором просит покровительства. Встреча с духом опасна, чревата неожиданными и часто неприятными последствиями. Но есть особая каста – шаманы, выступающие проводниками между людьми и духами. Они могут испросить у духов во время обряда здоровье, удачу, благополучие в жизни семье, роду, человеку.

Шаманы жили в Хакасии всегда. Отношение к ним менялось, но даже тогда, когда их подвергали гонениям, коренное население шаманов почитало, и тайно обращалось за помощью. Последние лет десять шаманизм в нашей стране стали изучать, у широких масс появился интерес к обрядовой стороне, к древним традициям. Идет тесное общение шаманов разных народов и континентов.

Говоря о шаманах, нельзя давать оценки способностям. Тех, кто общается с духами, следует уважать. Но при имени Татьяны Кобежиковой почтительно умолкают и почитатели и сомневающиеся.

Наша встреча с Татьяной Кобежиковой никак не получалась – всегда возникали какие-то причины. К тому же Татьяна Васильевна прессу недолюбливает и обычно отвечает категоричным отказом на просьбу об общении. Только нашей газете было сделано исключение. Кроме того, Татьяна Васильевна призналась:

- Я уже неделю назад знала, что наша встреча состоится.

Татьяна Кобежикова – представительница старинного рода качинских хасов. По отцовской линии даже княжна – титул дала прадеду Екатерина. Тот лечил тобольского воеводу, который рассказал в Питербурге о чудотворных лекарствах местного жителя. Императрица, мучившаяся отеком ног, получила облегчение от лекарства, присланного из Тобольска. За что и одарила лекаря по-царски – княжеским титулом.

Семья ощутила все тяготы войны. Отец ушел на фронт в 1941, был в плену, вернулся на родину только в 1947 г. Мать после войны осталась вдовой с маленькими детьми, потеряв на фронтах братьев и первого мужа. Деда, отца матери, расстреляли по доносу за знахарство, которое жестоко преследовалось в те времена. Василий Кобежиков, женившись на вдове, заботился о большой семье, о своих и приемных детях. Брак оказался счастливым. Татьяна – четвертый ребенок в семье. До роддома мать довезти не успели – роды начались на пароме, в роли повитухи оказался цыган, который, приняв ребенка, макнул малютку прямо в реку Чулым. У матери зашлось сердце – а вдруг уронит? Уже перед смертью рассказала дочери, что при ее рождении присутствовал гость – орел. На пароме была коновязь – перевозили коней и как только роды начались, на высокую перекладину опустилась птица. И до тех пор, пока девочку не запеленали и не отдали матери, орел внимательно наблюдал за людьми.

Родители понимали, что ребенок родился не обычный. Девочка играя, вдруг могла сказать, что сейчас пойдет дождь и это при ясном небе. Или мимоходом заметить, что эта бабушка скоро умрет. Пророчества всегда сбывались. Старики разговаривали с ней как со взрослой.

Татьяне повезло, что первыми учителями в школе были ее родители – педагоги начальных классов. Они не подавляли дочь, понимая, что она не такая как все. Только мама взяла с нее слово, что Татьяна никогда никому не скажет, что видит другой мир, общается с духами: «Дочка, не дай Бог, вернутся старые времена, тебя не поймут и не простят». Но много лет спустя, когда стало ясно, что предписанного судьбой не избежать, смирилась с тем, что дочь ее будет принадлежать и тому и этому миру, и что люди будут приходить к ней за советом и помощью.

Шаманами становятся не по желанию, а по зову, предназначению. Татьяна Васильевна помнит первый зов. Были они вместе с дедом в лесу. Зачем ей нужно было лезть по высохшему стволу, чтобы перебраться на другую поляну? Словно позвали… Там возле сосны она обнаружила потрепанный ветрами, выбеленный солнцем, дождем и снегом шаманский костюм и бубен. Так обычно обозначают место, где похоронен шаман. И тут и тут словно она попала в другое измерение. Очнувшись, девочка вернулась к деду, рассказала, что видела на другой поляне. Дед ее ругал: зачем от него отошла, и строго-настрого запретил говорить о том, что видела. Татьяна потом две недели лежала в горячке, болезнь была тяжелой, семья понимала что произошло, но все молчали, боялись…

Способности ребенка не развивали, но и запрета особого не ставили, главное, чтобы другие не знали. А родители понимали, от судьбы не уйдешь…

Девочка все свободное время проводила в степи. Однажды она нашла камень, напоминающий человеческую голову. Начала его, волнуясь раскапывать, голова казалась живой, глаза, словно внимательно смотрели на Татьяну. Находку она оставила в поле.

- Мы потом поле исходили вдоль и поперек, но ничего не нашли, даже того места, где я копала. Это уже потом я поняла, что так со мной знакомились духи, смотрели на меня.

Татьяна мечтала стать археологом после окончания школы. Директор Хакасского научно-исследовательского института языка и литературы Яков Иванович Сунчугашев уговорил родителей, чтобы они разрешили Тане работать «в поле» с археологической экспедицией. С девяти лет – она участница многих раскопок. Но для поступления в Новосибирский университет полевой практики было не достаточно, баллов не хватило. И началась трудовая деятельность «лаборанта», зато где – в институте ядерной физики. Пробирки, мытье полов, много книг, спорт: Татьяна прекрасно бегала на лыжах. Новосибирск – центр культуры и науки Сибири. Татьяна ходила на концерты Высоцкого, Галича, встречалась с большим количеством интересных и высоко образованных людей. Родители, в конце-концов, убедили ее поступать в педагогический – есть способности, тем более семейная профессия. Татьяна окончила Красноярский институт, став учителем биологии и географии, увлеклась туризмом – исходила, излазила Красноярские столбы. В группе быстро оценили ее уникальные способности, в пути бывает всякое, а Татьяна поколдует над ушибленным местом – боль проходит. И что в этом особенного, она не понимала, править животы, делать массаж, снимать последствия травм - это же так просто, в их семье это все умели делать.

Времена изменились, прогремели имена Кашпировского, Джуны, Чумака. Природные способности, естественнонаучное образование дали возможность Татьяне Кобежиковой развиваться, изучать себя с других ей подобных, участвовать в международных семинарах, конгрессах. Она принимала участие как наблюдатель, в экспериментах научно-исследовательских институтов и лабораторий.

- А какие это были эксперименты?

- Например, пододвинуть предмет, находящийся на расстоянии, раскачать маятник в вакууме. Материализовать что-нибудь. Интересно прежде всего было мне.

- Получалось?

- Ничего сложного в этом нет. Надо представить то, что вам нужно, и взять его. Хотя сколько раз меня уверяли, что такого быть не может. Помню, травма, кровь, срочно понадобился бинт. Бинтов нет, за ним нужно ехать в город. Я открыла шкафчик, и взяла с полки бинт, хотя окружающие меня уверяли, и по сей день говорят, что на полке его не было, искали раньше, при чем, все искали. Странного в этом ничего нет. Нужно позволить себе это сделать.

Признаюсь, мне тоже захотелось чуда. Татьяна Васильевна внимательно смотрела на меня – читала мысли? – и улыбалась. Попросить чуда я постеснялась.

- А когда вы первый раз взяли в руки бубен?

- Это было в Красноярске, в краеведческом музее. Здесь работали друзья, которые разрешали заходить в запасники. Я была достаточно взрослая, когда прикоснулась к бубену – чужому, но то чувство, которое испытала, не могу забыть до сих пор. Словно меня пронзило током…

- Шаманами рождаются или ими становятся?

- Рождаются. И что бы ты не делал, чем бы ты не занимался, все – равно, время придет, тебя позовут и ты станешь шаманом, или погибнешь. В нашей семье, мои братья и сестра – все умеют лечить людей, но этого недостаточно. Нужно сначала родиться шаманом, потом обязательно пройти посвящение, чтобы кто-то из старших шаманов открыл тебе дорогу. Мне, в свое время приснился сон: седой мужчина с косичкой сказал, что у нас в роду происходят странные события, и пока я не начну работать с людьми, пока не приму свою дорогу, с семьей будут происходить всяческие странности. И я могу уйти из жизни. Вскоре я поехала в Туву. В Кызылском музее, рассказала сотрудникам, что сюда меня позвал старик, и поинтересовалась, как его найти. В начале все дружно сказали: такого у нас нет. А потом так же дружно направили к Кенину Лапсану – президенту тувинского шаманского сообщества. К нему иностранцы в очереди по нескольку месяцев ждут приема. Меня же он принял сразу, выслушал, и дал сильного шамана, который возле священного источника Аржан открыл мне дорогу…

После конгресса по шаманизму, прошедшему в Бурятии, Татьяне Кобежиковой провели обряд посвящения бурятские шаманы. Затем – Верховный шаман Монголии. Были посвящения в Америке, в Канаде. Там местные индейцы сказали белым сопровождающим – «вы не можете присутствовать на ритуалах. Это тайное знание, а эта женщина пусть останется, она наша.» Через шаманские обряды происходит присоединение духов, с которыми может общаться шаман, и не важно какой народ проводит ритуал. Содержание шаманского мировоззрения абсолютно идентично во всем мире, будь то Австралия, Сибирь, Америка.

Прямо-таки: духи всех стран – объединяйтесь, и это без иронии.

Татьяна Кобежикова была во многих странах. В Непале познакомилась с представителем касты шаманов, называемых «джакри», который вдруг проявил интерес к родословной Татьяны Васильевны. Оказывается, королевство Непал основал народ, называемый хасы, а это не родичи ли качинских хасов? Как тесен мир…

- Татьяна Васильевна, бывают черные и белые шаманы, к каким относитесь вы?

- Не бывает ни белых, ни черных. Мы разные, в зависимости от ситуаций, в которые попадаем. Помню, как у меня делали ремонт небрежно, разозлилась я сильно. Утром звонит этот строитель: прийти не могу, язва открылась. Мне же его и лечить пришлось. Зачем, спрашивается, отрицательные эмоции?

- Вы часто проводите обряды?

- Как просят люди, вообще-то, часто. Провожу обряд очищения, обряд на возврат души, любви, духа удачи, обряд изгнания злых духов, лечу больных.

- Дорого берете?

- Наверное, дорого. Я не всегда назначаю цену. Некоторых прошу платить столько, во сколько оценивают мою работу. Для одной бабушки сделала ритуал на привлечение духов удачи, она мне дала мешок орехов. Шаман - первый в мире, кто стал продавать свое умение и возможности за кусок мяса, шкуру, лучшее место в пещере.

- Что главное в Вашей работе?

- Главное – результат. Потерялся человек, у меня спрашивают, жив ли он, где находится. Я не знаю, откуда берется информация, но точно знаю, что произошло, как и где, что с ним.

- Вы – избранница духов. Вы с ними общаетесь. Можно и нам, простым смертным, через вас посмотреть на тот мир?

- У духов все так же, как у людей. Вы просто не хотите приложить усилия, чтобы увидеть тот мир. А это не так сложно. Вот порыв ветра, а может это обращение духа? Или птица мимо пролетела – не это ли к тебе обращаются? В жизни нашей все не просто так. В суете бытовых дел мы не желаем этого понять. Порвалась связь людей с природой. Отсюда все наши беды. А шаман тесно связан с природой, с природой духов.

От Хакасского Университета, от лаборатории по исследованию традиционных методов народной медицины Татьяна Васильевна Кобежикова объездила множество деревень, встречалась с теми, кого называют знахарями, колдунами, которые умеют лечить, заговаривать болезни.

- Можно отрицать неизвестное, непонятное для тебя. А можно и попытаться понять, изучить. Я уважаю мудрость и силу.

Татьяна Васильевна очень много путешествует, часто и подолгу живет в Москве и Санкт-Петербурге. Она сотрудничает с психоаналитиками, политологами, творческими коллективами, консультирует солидные фирмы. В родной Хакасии ее почитают как сильного шамана, но в крупных городах людьми при встрече с ней зачастую сначала движет любопытство, а что там такое за гранью возможного? Есть ли еще какой то мир, помимо нашей рутинной круговерти? И что там? Любопытство не оскорбляет Татьяну Васильевну, оно ей понятно, она может с мудростью и добротой отнестись к нам, как к детям. И иногда, некоторые из нас, кто имеет достаточно мужества принять и понять древние силы, могут получить от них реальную помощь. Но духи не всегда благосклонны к людским просьбам, и поэтому необходим мудрый посредник, проводник, человек стоящий на страже границы миров – шаман.

Мистика? Я видела Татьяну Васильевну в одеянии шамана, исполняющую ритуальный танец под пение и удары бубна. Она преображается, плавные, мощные движения, могучий гортанный голос, ритмичные удары от которых вибрирует все внутри. А потом она обычно долго стоит в стороне от людей, глядя на расстилающиеся нескончаемые степи. Она словно идет внутри себя из того, другого мира в наш, и на эта дорога требует отстраненности и сосредоточенности. И хотелось ли ей возвращаться?.. Снова быть с нами, обычными людьми, слепыми и глухими к зову мудрости и предков?

Сейчас передо мной ж сидела другая женщина – земная, доброжелательная, простая. Какая же она настоящая?

…Возле окна на дерево села птица, заглядывая в кабинет.

- Ну вот, знак мне подают, пора.

- Татьяна Васильевна, а мое желание сбудется?

Она словно ждала этого вопроса:

- Да, только тебе нужно приложить усилия…

Марина Алехина.

Посмотреть другие публикации

Новости и анонсы

3-9 (13) декабря. Едем в Марокко!

Это будет особенная поездка, которая определит весь наш следующий год. Поездка начнется очень сильно и ярко - я проведу специальную церемонию в дюнах пустыни Сахара, где нет никаких препятствий, чтобы донести наши молитвы и намерения небесам.

Проведение личных консультаций

По всем вопросам и предложениям можно обращаться по телефону: +7 962 981 8795.

О шаманизме

Вероятно, шаманизм - самая древняя система целительства в мире. Шаманизм особенно широко распространен в племенных культурах, которые, развиваясь на значительных удалениях друг от друга, создали системы поверий, поразительно схожие между собой.
Абакан: +7 (39022) 58500
Москва: +7 (962) 981 8795
Контактная информация
Фотогалерея
LiveJournal
qbic

Контактная информация Первая страница